Из опыта работы воспитателя Филиала МДОУ № 130 г. Пензы
Горшениной Натальи Александровны
образование: высшее
категория: высшая
стаж педагогической работы: 25 лет
С 2007 года углубленно работаю над темой: «Развитие речи в формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах». Основной целью своей работы считаю формирование у старших дошкольников базы экологической культуры, осознанно-бережного отношения к окружающему миру. Так как я работаю в логопедической группе, считаю, что развитие речи при формировании начал экологической культуры является неотъемлемой частью работы с детьми с общим недоразвитием речи. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству. Экология – это, прежде всего наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Поэтому главной целью своей работы с детьми я ставлю формирование начал экологической культуры: правильного отношения к природе, к себе и другим людям, как части природы, к вещам и материалам правильного происхождения, развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Правильное отношение строятся на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков. Дети в этом возрасте уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Познавая различные объекты, события, явления ребенок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У детей появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путем созидания. Происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру. Таким образом, для достижения цели я поставила перед собой ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка: - развитие речи детей в процессе формирования познавательного интереса к миру природы; - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; - формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; - формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой); - освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; - формирование умения и желания сохранить природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. К сожалению, недостаточно разработано конкретное содержание и методики расширения и обогащения словаря дошкольников через формирование начал экологического воспитания дошкольников. Именно поэтому я решила взять тему формирования начал экологических представлений у детей дошкольного возраста, работая в логопедической группе, где первоочередной задачей является формирование речи дошкольников. Прежде, чем приступить к работе над этой темой, я - изучила научно-методическую литературу по этой теме - подобрала игры и задания для расширения и обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста - разработала конспекты мероприятий с детьми (приложение № 2) - разработала перспективный план воспитательно-образовательного процесса с детьми - провела анкетирование родителей - разработала систему мероприятий с родителями Для решения задач по экологическому воспитания и развития речи детей, я опираюсь на программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой. Также в своей работе я использовала и другую литературу. Это Бондаренко Т.М. «Экологические занятия в детском саду с детьми 5-6 и 6-7 лет»; Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»; Кокуева Л.В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»; Кравченко И.В., Долгова Г.Л. «Прогулки в детском саду» и другие. Изучаю журналы «Дошкольное воспитания», также пользуюсь интернет – ресурсами для подбора игр, изготовления пособий, разработки материалов.
С уверенностью могу сказать, что выпускники моей группы осознают себя, как часть природы, уважительно относятся ко всем без исключения видам животных, вне зависимости от симпатий и антипатий. Дети пришли к пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из этих связей ведет за собой другие изменения: «цепная реакция», а это одна из главных задач экологического воспитания дошкольников.
Они знают азы элементарной экологической безопасности. У них сформированы первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту. Дети знают как экологически грамотно вести себя в быту, на природе, понимают зависимость окружающего мира от действий человека, в том числе и их, понимают его неповторимость и красоту.
Все это доказывают не только результаты педагогического обследования за два учебных года, которые дети находятся в логопедической группе, но и призовые места моих воспитанников на экологической олимпиаде, среди воспитанников подготовительных групп Филиала МДОУ № 130 в апреле 2011 года.
Очень тесно ведем работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Использую в своей работе - посещение ребенка на дому – давно забытая форма работы, она сближает воспитателя с семьей. Такое посещение помогает спланировать и провести беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, посоветовать родителям, какие книги надо иметь, энциклопедии, открытки.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). Так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Провела родительское собрание «Задачи экологического воспитания».
Перед собранием было проведено анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем
При обработке полученных данных многие родители затруднились сформировать понятие, что такое экология. Многие ответили – это знания о природе. На многие другие вопросы родители ответили, что у них нет ни животных, растений, они редко читают детям о природе и практически не анализируют их и все это связано с нехваткой времени. И практически все родители ответили, что в детском саду ребенок получит всю информацию. Благодаря проведенному опросу, я спланировала свою работу с родителями в данном направлении. Повторное анкетирование родителей в конце учебного года показало позитивную динамику моей работы в данном направлении.
Для того, чтобы сблизить родителей и детей по этой проблеме была проведена викторина «Что, где, когда?» между командой детей и родителей, затем проанализировали с родителями данное мероприятие, были сделаны выводы. Такие совместные мероприятия нравятся и родителям и детям. Родители узнают, что-то новое о своем ребенке, а дети рады побыть с родителями, да еще и посоревноваться.
Привлекаю родителей к активному участию в разных конкурсах и выставках. Конкурс «Лучший осенний букет», конкурс рисунка «Правила поведения в природе». Выставки поделок «Зима», «Осень», выставка «Дары осени».
Еще одной формой работы с родителями использую педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по теме. Были оформлены ширмы на такие темы: «Наблюдение – как одна из форм работы по экологическому воспитанию», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», «Зеленая аптека», «Азбука поведения в природе». Благодаря такой форме работы мне удаётся вызвать отклик родителей на заданную тему, дают мне возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры
После родительского собрания, проведенного в форме деловой игры «Воспитание у детей любви к природе»
, где вместе с родителями решались разные педагогические ситуации, а также были подняты такие вопросы:· Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
· Оказывает ли общество на природную среду?
· Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе.
родители из пассивных слушателей, стали активными участниками выставок, конкурсов, экологических акций и, на мой взгляд, изменили своё отношение к природе. Планирую организацию кружковой работы с детьми по теме экологического воспитания дошкольников (приложение № 7)
Экологическое воспитание дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.