НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
|
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
Сказав так: |
Подумайте о последствиях |
И вовремя исправьтесь |
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» |
Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению. |
«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!» |
«Горе ты мое!» |
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. |
«Счастье мое, радость моя!» |
«Плакса – вакса, нытик!» |
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. |
«Поплачь, будет легче…» |
«Вот дурашка, все готов раздать…» |
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. |
«Молодец, что делишься с другими» |
«Не твоего ума дело!» |
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. |
«А как ты думаешь?..» |
«Одевайся теплее, заболеешь!» |
Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. |
«Будь здоров, закаляйся!» |
«Ты совсем как твой папа ( мама)…» |
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. |
«Папа у нас замечательный
человек!» |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!» |
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. |
«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!» |
«Не кричи так, оглохнешь!» |
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. |
«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!…» |
«Противная девчонка, все они
капризули!»(мальчику о девочке)
|
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе противоположного пола. |
«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого» |
«Неряха, грязнуля!» |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и совей внешности, неразборчивость в выборе друзей. |
«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!…» |
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. |
«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!» |
«Жизнь очень трудна, вырастешь – узнаешь!» |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. |
«Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!» |
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» |
Нарушение взаимоотношений с родителями,»уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. |
«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!» |
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-ол-стая!» |
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. |
«Кушай на здоровье!» |
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» |
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги. |
«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…» |
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» |
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. |
«Как ты мне нравишься!» |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» |
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. |
«Смелее, ты все можешь сам!» |
«Всегда ты не вовремя, подожди…» |
Отчужденность, скрытость, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. |
|
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» |
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. |
«Держи себя в руках, уважай людей!» |
Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы невзачай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение.
Как часто вы говорите детям?
- Я сейчас занят(а)…
- Посмотри, что ты натворил!
- Это надо делать не так…
- Неправильно!
- Когда же ты научишься?
- Сколько раз я тебе говорила!..
- Нет! Я не могу!
- Ты сведешь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во все лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!
Все эти словечки крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребенка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень много можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами !…
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость.
- Расскажи мне, что с тобой…
Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов , чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не то опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
Так догадывайтесь!
Желаем успехов!