Календарь |
---|
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
опыт педагогов
Из опыта работы воспитателя Филиала МДОУ № 130 г. Пензы
Горшениной Натальи Александровны
образование: высшее категория: высшая стаж педагогической работы: 25 лет
С 2007 года
углубленно работаю над темой:
«Развитие речи в
формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах». Основной
целью своей работы считаю формирование у старших дошкольников базы экологической культуры, осознанно-бережного
отношения к окружающему миру.
Так как я работаю
в логопедической группе, считаю, что развитие речи при формировании
начал экологической культуры является неотъемлемой частью работы с детьми с
общим недоразвитием речи.
Экологическое
воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Именно в дошкольном возрасте усвоение экологических
знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень
эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она
встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет
остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает
чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете,
любовь к Отечеству.
Экология – это,
прежде всего наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с
окружающей средой.
Поэтому главной
целью своей работы с детьми я ставлю формирование начал экологической культуры:
правильного отношения к природе, к себе и другим людям, как части природы, к
вещам и материалам правильного происхождения, развитие интереса к окружающему
миру, к труду и к жизни людей.
Правильное
отношение строятся на элементарных знаниях экологического характера, которые в
дальнейшем определяют мотивы поступков.
Дети в этом возрасте уже могут
систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических
операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во
времени. Познавая различные объекты, события, явления ребенок учится не только
анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности,
обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и
понятия. У детей появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему
миру путем созидания.
Происходит
формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах,
явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших
отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребенка формируется
познавательное и бережное отношение к миру.
Таким
образом, для достижения цели я поставила перед собой ряд взаимосвязанных задач
в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- развитие речи
детей в процессе формирования познавательного интереса к миру природы;
- формирование
первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание
гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру
природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам
природы;
- формирование
умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование
первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части
природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений
природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных
норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального
природопользования в повседневной жизни;
- формирование
умения и желания сохранить природу и при необходимости оказывать ей помощь
(уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной
деятельности в ближайшем окружении;
- формирование
элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по
отношению к окружающей среде.
К сожалению,
недостаточно разработано конкретное содержание и методики расширения и обогащения словаря
дошкольников через формирование начал экологического воспитания дошкольников.
Именно поэтому
я решила взять тему формирования начал экологических представлений у детей
дошкольного возраста, работая в логопедической группе, где первоочередной
задачей является формирование речи дошкольников.
Прежде, чем приступить к работе над этой
темой, я
- изучила
научно-методическую литературу по этой теме
- подобрала
игры и задания для расширения и обогащения словаря детей старшего дошкольного
возраста
-
разработала конспекты мероприятий с
детьми (приложение № 2)
- разработала
перспективный план воспитательно-образовательного процесса с детьми
- провела
анкетирование родителей
- разработала систему
мероприятий с родителями
Для решения
задач по экологическому воспитания и развития речи детей, я опираюсь на программы «Юный
эколог» С.Н.Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой. Также в своей работе я
использовала и другую литературу. Это Бондаренко Т.М. «Экологические занятия в
детском саду с детьми 5-6 и 6-7 лет»; Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты
в детском саду»; Кокуева Л.В. «Воспитание
дошкольников через приобщение к природе»; Кравченко И.В., Долгова Г.Л.
«Прогулки в детском саду» и другие.
Изучаю журналы «Дошкольное воспитания», также
пользуюсь интернет – ресурсами для
подбора игр, изготовления пособий, разработки материалов.
С уверенностью
могу сказать, что выпускники моей группы осознают себя, как часть природы,
уважительно относятся ко всем без исключения видам животных, вне зависимости от
симпатий и антипатий. Дети пришли к пониманию того, что в природе все
взаимосвязано и нарушение одной из этих связей ведет за собой другие изменения:
«цепная реакция», а это одна из главных задач экологического воспитания
дошкольников.
Они знают азы
элементарной экологической безопасности. У них сформированы первоначальные
сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере
использования воды, энергии в быту. Дети знают как экологически грамотно вести
себя в быту, на природе, понимают зависимость окружающего мира от действий
человека, в том числе и их, понимают его неповторимость и красоту.
Все это
доказывают не только результаты педагогического обследования за два учебных
года, которые дети находятся в логопедической группе, но и призовые места моих
воспитанников на экологической
олимпиаде, среди воспитанников подготовительных групп Филиала МДОУ № 130 в
апреле 2011 года.
Очень тесно ведем работу по экологическому
воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы
можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека
экологически грамотного.
Использую в
своей работе - посещение ребенка на дому
– давно забытая форма работы, она сближает воспитателя с семьей. Такое
посещение помогает спланировать и провести беседы с родителями: о важности
воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, посоветовать
родителям, какие книги надо иметь, энциклопедии, открытки.
В работе с
родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные
формы (родительские собрания, консультации, беседы). Так и нетрадиционные
(деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Провела родительское собрание «Задачи экологического
воспитания». Перед собранием
было проведено анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных
с экологическим воспитанием проблем При обработке полученных данных многие
родители затруднились сформировать понятие, что такое экология. Многие ответили
– это знания о природе. На многие другие вопросы родители ответили, что у них
нет ни животных, растений, они редко читают детям о природе и практически не
анализируют их и все это связано с нехваткой времени. И практически все
родители ответили, что в детском саду ребенок получит всю информацию. Благодаря
проведенному опросу, я спланировала свою работу с родителями в данном
направлении. Повторное анкетирование родителей в конце учебного года показало позитивную
динамику моей работы в данном направлении. Для того, чтобы сблизить родителей и детей по
этой проблеме была проведена викторина «Что, где, когда?» между командой детей
и родителей, затем проанализировали с родителями данное мероприятие, были
сделаны выводы. Такие совместные мероприятия нравятся и родителям и детям.
Родители узнают, что-то новое о своем ребенке, а дети рады побыть с родителями,
да еще и посоревноваться.
Привлекаю родителей к активному участию в
разных конкурсах и выставках. Конкурс «Лучший осенний букет», конкурс рисунка
«Правила поведения в природе». Выставки поделок «Зима», «Осень», выставка «Дары
осени».
Еще одной
формой работы с родителями использую педагогические ширмы, в которых родителям
даются четкие, конкретные, практические советы по теме. Были оформлены ширмы на
такие темы: «Наблюдение – как одна из форм работы по экологическому
воспитанию», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в
семье», «Зеленая аптека», «Азбука поведения в природе». Благодаря такой форме
работы мне удаётся вызвать отклик
родителей на заданную тему, дают мне возможность продемонстрировать родителям,
какие знания о природе есть у детей,
показать, что эти знания необходимы для
формирования основ экологической культуры
После
родительского собрания, проведенного в форме деловой игры «Воспитание у детей любви к природе» , где вместе с родителями решались разные педагогические
ситуации, а также были подняты такие вопросы:
·
Оказывает ли природная среда влияние на развитие
общества?
·
Оказывает ли общество на природную среду?
·
Может ли мораль (нравственность) быть
регулятором отношений человека к природе.
родители из
пассивных слушателей, стали активными
участниками выставок, конкурсов, экологических акций и, на мой взгляд,
изменили своё отношение к природе. Планирую организацию кружковой работы с детьми
по теме экологического воспитания
дошкольников (приложение № 7)
Экологическое
воспитание дошкольного возраста предполагает:
- воспитание
гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
-формирование
системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие
эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы,
восхититься ею, желание сохранить ее).
- участие детей
в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Таким образом,
важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание
среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное
отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми
участвуют в природоохранной деятельности. |
|